В начало
АБВГДЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯA-Z0-9
Поющие гитары
Дискография
Обложка Название Год          
Поющие гитары 1967                
Песня - это главное, друзья! 1968       11          
1970 1970   1            
1971 1971       4          
1972 1972                
Орфей и Эвридика 1977       28          
Поющим гитарам 30 лет - архивные записи 1997 2 3   15        
1997 1997 1 3            
Синий иней 2002   3   17      
Люди встречаются 2002 2 3   17      
Орфей и Эвридика (CD) 2003       32        
Все песни

Историческая справка

Вокально-инструментальный ансамбль, первый в истории отечественной популярной музыки профессиональный коллектив, давший имя всему жанру ВИА и послуживший образцом для многочисленных последователей и эпигонов.
"ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" появились на свет в середине 60-х годов, когда Анатолий Васильев (выпускник дирижерско-хорового отделения Ленинградской консерватории, в прошлом известный джазмен, а в 1957-65 гитарист ансамбля "ДРУЖБА" под управлением Александра Броневицкого) решил реализовать свой интерес к поп-музыке и приблизить советскую эстраду к западным стандартам. Будущих участников группы он отбирал как среди выпускников музыкальных училищ, так и из числа самодеятельных музыкантов. Отказавшись - после недолгих колебаний - от использования традиционного эстрадного крунера Анатолия Королева, "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" (Анатолий Васильев - гитара, вокал; Евгений Броневицкий, бас, вокал; Владимир Калинин - гитара, вокал; Лев Вильдавский, фортепиано; Галина Баранова - вокал и Сергей Лавровский - барабаны) опробовали свою программу на посетителях черноморских турбаз, а в ноябре 1966 официально представили ее на одной из наиболее популярных площадок города - в Механическом институте. Успех убедил молодых музыкантов, что они на верном пути.
Программа "ПОЮЩИХ ГИТАР" на этом этапе состояла из инструментальных номеров и гитарных обработок популярных мелодий (Полюшко-поле, Тачанка и т. п.), сделанных Васильевым, песен разных авторов, в том числе Андрея Петрова, а также BEATLES и других звезд бит-музыки, а их сильными сторонами были эффектное вокальное многоголосие и остроумная театрализация многих песен. Следующие полтора года шло интенсивное формирование репертуара группы и ее состава: Галину Баранову сменили последовательно Татьяна Калинина и Елена Федорова, добавились второй клавишник Олег Мошкович и трубач Эдгар Бернштейн; из "ЛЕСНЫХ БРАТЬЕВ" в начале 1968 пришел певец Александр Федоров, место Вильдавского летом 1968 занял пианист и аранжировщик Альгис Паулавичус.
В 1968 московская фирма "Мелодия" выпустила первую пластинку ансамбля - фактически первый артефакт отечественной бит-музыки, где "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" предстали не столько как "поющие", сколько как "играющие": ее основу составили инструментальные пьесы Васильева в манере SHADOWS и VENTURES и несколько вокальных номеров, в том числе их первый хит Сумерки.
Летом 1969 место Мошковича (позже работал в ВИА "ВЕСЕЛЫЕ ГОЛОСА") занял клавишник и певец Юрий Антонов, песни которого (Для меня нет тебя прекрасней и др.) помогли "ПОЮЩИМ ГИТАРАМ" существенно обновить свой репертуар; вокальную группу пополнили Валерий Ступаченко и Богдан Вивчаровский (экс-"ДРУЖБА").
Изменение политического и культурного климата в СССР на рубеже 60-70-х годов отразилось и на "ПОЮЩИХ ГИТАРАХ". Группа больше не записывалась и не выступала в столицах, месяцами гастролируя по провинции. Состав продолжал меняться: в 1970 "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" один за другим оставили Паулавичус, Антонов и Лавровский (последний организовал откровенно конформистский ВИА "КАЛИНКА"). Тогда же в группе появился сильный клавишник Григорий Клеймиц, а из ВИА "РОВЕСНИКИ" пришла мощная ритм-секция (Юрий Иваненко - бас, и Юрий "Помидор" Соколов - барабаны). В творческом отношении это был далеко не лучший период в их истории: единственным интересным номером в репертуаре группы стала кавер-версия песни Саласпилс самодеятельных "АРГОНАВТОВ" в интерпретации аранжировщика "ПОЮЩИХ ГИТАР" Эдуарда Кузинера.
В целом в этот период "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" все дальше отходили от первоначальной концепции - исполнять собственную или оригинально обработанную музыку. Репертуар с течением времени заполнили конъюнктурные и безликие поделки многочисленных ремесленников от эстрады, стремившихся заработать на интересе молодежи к новому жанру. В сущности, именно "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" дали образец того, как элементы рок- и поп-музыки могут быть использованы в аранжировках традиционного песенного материала. Коллектив создал универсальную формулу для сотен ВИА, появившихся в конце 60-х и первой половине 70-х годов. Сохраняя - чисто формально - внешние признаки рок-группы (инструментарий, состав, усиление звука, коллективный вокал, некоторые аранжировочные приемы), большинство ВИА едва ли представляло интерес с художественной точки зрения.
Стремясь уйти от рутины и собственных штампов, "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" в середине 70-х годов обратились к крупным формам, поставив вернувшие им успех первые в отечественной истории зонг-оперы "Орфей и Эвридика" (1975, музыка Алексея Журбина, либретто Юрия Димитрина) и "Фламандская легенда" (музыка Романа Гринблата, либретто Димитрина и Юлия Михайлова Кима). Для участия в театральных постановках состав группы был радикально обновлен: пришли вокалисты Альберт Асадуллин, Валерий Цакадзе и Ирина Понаровская, гитаристы Семен Шнейдер и Валерий Бровко, бас-гитарист Владимир Васильев и барабанщик Аркадий Герштейн. "Орфей и Эвридика" была записана на пластинку и вышла двойным альбомом (1980).
К началу 80-х годов популярность "ПОЮЩИХ ГИТАР" значительно упала. Следующий театральный опыт (мюзикл "Скачки") оказался неудачным, уход ведущих исполнителей и хроническая текучесть состава пагубно отразились на художественном уровне спектаклей, попытка вернуться на сцену с песенной программой тоже не добавила группе популярности. В начале 80-х свое детище покинул и сам Васильев. В 1986 ансамбль (уже с новым художественным руководителем А. Федченко) поставил собственную версию рок-оперы Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского "Юнона и Авось", а в 1988 на базе "ПОЮЩИХ ГИТАР" был создан музыкальный театр "Рок-Опера" с ориентацией на постановку крупных произведений (опер, мюзиклов и т. п.). Первым опытом в этом новом качестве стала русскоязычная версия рок-оперы Эндрю Ллойд-Уэббера и Тима Райса "Jesus Christ Superstar" (1989).
Многие участники группы позже добились индивидуального успеха как певцы, композиторы, аранжировщики и дирижеры (Ю. Антонов, А. Асадуллин, И. Понаровская, А. Паулавичус, Г. Клеймиц, В. Бровко и др.).
Весной 1997 "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" неожиданно для многих воссоединились и дали серию с воодушевлением принятых публикой концертов со своим репертуаром тридцатилетней давности.

Андрей Бурлака

"Идея возрождения пришла в юную голову Антона Гарнова, тогда еще студента ЛГУ, социолога (сейчас он журналист Ленинградского Областного ТВ). Антон родился спустя пять лет после распада концертного ансамбля, на сцене он нас не видел и не мог видеть. Но у Антона на кассетах хранились наши записи, много таких даже, о которых мы и сами подзабыли. Он начал кампанию по возрождению «Поющих гитар». По радио выступал, к каким-то людям ходил, кого-то просил, кого-то уговаривал. Нас тоже уговорил. Короче говоря, собрал все составные части, нужные для того, чтобы ансамбль встретился и на праздновании 30-летия со дня основания выступил с программой своих самых популярных, самых любимых песен".

Из интервью Василия Борисова ("Поющие гитары")

Итак, "Поющие" собрались в результате большой работы, проделанной Антоном Гарновым как организатором, и Григорием Клеймицем, как оранжировщиком. В состав группы вошли: Григорий Клеймиц - клавиши; Александр Фёдоров - гитара, вокал; Евгений Броневицкий - бас-гитара, вокал; Валерий Ступаченко - вокал, бубен; Юрий "Помидор" Соколов - барабаны; Ольга Левицкая - вокал; Владимир Васильев "Царь" - гитары, клавиши; Дмитрий Кижаев - лидер-гитара; Василий Борисов - гитара (акустико-электрическая), вокал. Осенью 1997 года Клеймиц и Фёдоров обратились за поддержкой своих концертов к только что открывшейся питерской радиостанции "Ретро-Канал 91.1"(с 1999г. - "Канал Мелодия 91.1"), на которой в ротации стояли практически все "хиты" "Поющих гитар" советского времени. Концерты 97-98 годов действительно имели большой успех, поскольку репертуар для концертов был подобран таким образом, что "Поющие гитары" пели не только свои старые известные "хиты", но и "хиты" западных исполнителей, на творчестве которых, как выразился Александр Фёдоров, "Поющие" учились. Даже неповоротливое питерское телевидение сняло большой сюжет ( примерно 30 минут) с новым составом "Поющих гитар" и, естественно, с песнями в их исполнении. Но, совершенно неожиданно, осенью 1998г., на юбилейном вечере, посвящённом ансамблю "Дружба" и творчеству Александра Броневицкого в концертном зале "Гигант Холла", за роялем умирает Григорий Клеймиц, успев взять последний аккорд аккомпанемента романса, который пел его старинный друг - Виталий Коротаев. 40 минут ждут скорую, энтузиасты из зрителей ведут реанимационные мероприятия. Приехавшая скорая констатирует смерть. Концерт, естественно, сворачивается. "Поющие гитары" - в трауре. Они дают несколько поминальных концертов. За клавиши перемещается Владимир Васильев. Через некоторое время за границу всё-таки уезжает Александр Фёдоров (в Канаду), а в мае 2004 года скоропостижно скончалась Ольга Левицкая. Из-за внутренних неурядиц и коммерческой целесообразности! по настоянию продюсера из группы в конце 2004 года уходит композитор и "гитарный столп" последнего состава Дмитрий Кижаев. Его заменили на Валерия Кочегуру, который ранее никогда не входил в состав "Поющих гитар".

Сегодня «Поющие Гитары» выступают в составе: Евгений Броневицкий - вокал, бас гитара, клавишные; Валерий Ступаченко - вокал, Василий Борисов - вокал, гитара, скрипка; Владимир Васильев - вокал, клавишные; Валерий Кочегура - соло гитара, вокал; Юрий Соколов - ударные.